Модная "кухня" прошлого :Щемелёва Маргарита Леонидовна



То, что мы имеем сегодня – результат нашего прошлого. Это правило совсем не упускает моду. А наоборот, историки моды прослеживают цикличность тенденций. А что быть с личностями, которые самостоятельно вписали себя в историю моды? С теми, кто повлиял на нас, современных людей? Таких людей нужно знать, ценить и уважать. Мне повезло , буквально на днях со мной согласилась встретиться и дать интервью Щемелёва Маргарита Леонидовна -  доцент кафедры костюма и текстиля БГАИ, ведущий белорусский fashion деятель с начала 60-х и до настоящего момента, и, несомненно, мудрая и добрая женщиной. Семья Щемелёвых  известна своей творческой направленностью : отец Маргариты -  Щемелёв Леонид Дмитриевич -народный художник РБ, мама -Щемелёва Галина Ивановна- преподаватель музыки по классу аккордеона и баяна,сестра Щемелёва Людмила Леонидовна- художник, дочь Щемелёва – Коноваленко Анна – студентка БГАИ, художник.   В таком семейном микроклимате ,без тени сомнения, развиваются гармоничные и творческие личности.


1967г. Студентка художественного училища
О семье. 

Все начиналось с моей семьи.  Мои родители всегда очень любили одеваться.  Маме 84 года, но она никогда не ходит в поликлинику без накрашенных ресниц и  уложенных волос. Я помню, как мама к каждому учебному году шила новое платье  в стиле new look : тонкая талия, пышная юбка и дорогие ткани, которые привозили из других стран.  Образ дополняли лодочки.  Мама никогда не была такой как все, никогда никому не подражала, скорее ей подражали. Ну а о папе и говорить  ничего. Был такой случай, когда на него написали эпиграмму  о том, что он делает « бурю в стакане воды», дополнили рисунком папы с коком в узких джинсах и стеганой куртке.

июнь 1974 г. Евпатория,Крым.
 Ручной принт на майке (маслянная краска)

июнь 1974г. Евпатория,Крым





"Я уважаю других людей, и мне кажется люди, которые уважают других, всегда ставят какие-либо рамки.  Например, не могут прийти на встречу в непотребном виде. "
1977г.  во время выполнения
дипломного проекта
1973г.  1 курс БГТХИ ,кафедра костюма и текстиля


 


 


 


 


 


 


 


   


1982 г. Свитер выполнен по собственному эскизу
Институт
В период обучения в институте, мы часто посещали Центр Моды. Тогда там работали Булгаковы, которые после обучения на одном курсе с Зайцевым, переехали в Минск.  Мы не пропускали ни одного показа.  Этот пласт людей, связанных с модой был.  Манекенщицу было очень легко выделить из толпы.  Модная одежда была всегда. Я рисовала то, что хочу носить и мне, например, вязала вязальщица.  Сложнее было с обувью. 


1980г. Минск, автор костюма Тарасова Л.






 


 


 





 


   



80-е годы,д.Вязынка "Купалле",
фото Евгений Коктыш

дискотека 80-х,оформление зала В.Цеслер.слева направо : Владимир Цеслер(дизайнер), манекенщица Белорусского центра моды Анджела, Володя Абрамчик (режиссер), Алена Адамчик (фотограф), Маргарита Щемелёва(художник)

   "Для нас проблемы с одеждой не было : мы знали, что мы можем все покрасить и сшить."



После института.
У меня была очень интересная жизнь. За 3 рубля мы ездили в Ригу, Вильнюс, Москву, не пропускали ни одного биеннале. Я никогда не сидела дома. В Минске мы постоянно посещали театры.  Так же договаривались с работниками Республиканской Научно – Технической Библиотеки и они сообщали нам о том, что приехал свежий номер Vogue.  Рядом с библиотекой было кафе «Ромашка»  - основное место, в котором в обед можно было встретить людей из индустрии моды и искусства.
1988 г. пальто ,модельер Юрий Кот
март 1982г. с подругой














О том, что сейчас огорчает.
Меня огорчает то, что входя в метро ты видишь одинаково красивых людей . Нет яркой индивидуальности. Она стерта. Все предпочитают одежду масс маркета. А раньше, когда одежду практически невозможно было купить и нигде ничего не было, все были настолько красиво одеты. Я прекрасно помню тот период, который рассматривается в фильме «Стиляги». Я помню этих людей, и , к сожалению, сейчас мало таких модников.
1988 г. с чихуа хуа Тюбиком

15.начало 80-х


"Портрет дочери в зеленом" Л.Щемелёв
1968г. портрет в оливковом костюме  


















Об агрессии общества.
В возрасте16 лет, мы с подругой приобрели вельветовую ткань и в Жодино пошли к портнихе. Она сшила нам костюмы, различные по цвету. Как-то мы пошли на прогулку, нарядившись как раз в эти костюмы.  К нам подбежали  взрослые мужчины и пригрозили : « Если вы еще раз оденете эти костюмы – мы вас изобьем».  Я испугалась и начала плакать. Сразу же после этого я отправилась к папе в мастерскую, он как раз работал. Я рассказала ему о случившемся. Папа , конечно же, сразу написал мой портрет. Я до сих пор не могу понять, что привело к такой агрессии. И это было часто.  Я помню, как моей подруге в шляпку насыпали просо в общественном транспорте.  Такова была реакция людей. Мы ничем никого не могли обидеть, просто общество было не готово.


фото А. Щемелёва-Коноваленко
О современной белорусской моде.

Современная белорусская мода находится в развитии. Видя какие учатся у нас талантливые и многообещающие студенты, я с оптимизмом смотрю в будущие. У нас мощный пласт традиций народного и современного костюма, есть где развернуться.

Не хватает помощи спонсоров, которые могли бы поддержать талантливую молодежь, отправлять студентов и молодых модельеров на стажировку, чтобы они увидели развитие мировой моды своими глазами и могли понять как на этом уровне развиваться. Не хочется никого обидеть, но мода - это бизнес, туда должны вкладываться немалые деньги, чтобы выполнить безупречную коллекцию и достойно показать ее.

Семейный гардероб.

Семейный гардероб - явление уникальное. Мало кто может похвастаться таким количеством винтажных вещей, как семья Щемелёвых. Все вещи актуальны и сейчас, правда в осном их носит внучка и дочь Анна.

1951г. Щемелёва Галина
 Ивановна
2012г. Анна Щемелёва - Коноваленко,
в том же платье.
1988г. Щемелёва
Маргарита


Елецкое кружево 80-е
Американская блузка,полученная по Ленд-лизу,
 1945-46 годы



Боди купленное в Варшаве, 1997 г.
 Шерстянные шорты Варшава 1994 год,
блузка приобретена в Болгарии 1994г.,
 брошка "R" -Варшава 1994-95 год.

Кожанный  клатч 80-е из Германии(ГДР),
Брандербург, норковая горжетка 70-е годы.

Кожанный клатч конец 50-х, кожгаллентерия "Минск"

фото. С.Чудиевич и А. Щемелёва-Коноваленко

6 комментариев:

  1. Великолепная публикация! Молодец!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо! Мы все очень старались и выкладывались:)

    ОтветитьУдалить
  3. Молодец, статья и интервью отличное! Удивили три фотографии где три женщины от бабушки до внучки носят одну и туже одежду.
    http://trifonenkov.blogspot.com/

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо! Очень приятный отзыв о проделанной работе:)

    ОтветитьУдалить
  5. а где же брат маргариты студент мрти

    ОтветитьУдалить
  6. анна тимошенко , когда представляешь знаменитых людей будь любезна указывать достоверные факты.
    т.к. есть люди в минске и не только ,которые вместе учились и общались с сыном Леонида Щемелева были вхожи в дом Щемелевых на Сурганова и знают сына Леонида Щемелева брата Маргариты

    ОтветитьУдалить

Twitter Updates